Главная    ::    Вагоны    ::    Автосцепка    ::    Тормоза    ::    Тележка    ::    Колесные пары    ::    История    ::    Гостевуха
ТЕЛЕЖКА
:: Общие сведения о тележках
:: Особенности тележек грузовых вагонов
:: Тележка 18-100
:: Особенности тележек пассажирских вагонов
:: Тележка КВЗ-ЦНИИ
Наши друзья
Вагонник
Особенности тележек пассажирских вагонов

    Пассажирские вагоны оснащают, в основном, двухосными тележками с двухступенчатой системой рессорного подвешивания. Типовой для современных вагонов признана тележка КВЗ-ЦНИИ, разработанная Калининским (ныне Тверским) вагоностроительным заводом совместно с ЦНИИ МПС (ныне ВНИИЖТ — Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта). Её появление связано с богатым опытом эксплуатации большого числа типов и конструкций тележек, их узлов и деталей.

    Первые пассажирские вагоны Александровского завода для Петербург-Московской железной дороги с 1846 г. строили с двухосными тележками, подобными тележкам грузовых вагонов того времени. Впервые в 1850 г. появилась тележка с двойным рессорным подвешиванием дм служебных вагонов. Тележки с люлькой были сконструированы Александровским заводом в 1872 г., а Ковровскими железнодорожными мастерскими — в 1879 г. В 70-х годах прошлого столетия начали применять тележки американской фирмы Пульман (рис 1, а) с двухступенчатым рессорным подвешиванием 4 и 6 и одинарными продольными балансирами 5, опирающимися на буксы 3, расположен ные в челюстях буксовых лап 2. Она отличалась сравнительно спокойным ходом, поэтому в дореволюционное время широко применялась на железных дорогах России в пассажирских вагонах. В начале века на многих дорогах России получила широкое распространение тележка Фетте двойного подвешивания (рис 1, б), имеющая короткие балансиры 1. Тележка Фетте строилась в 1934 — 1936 гг. с металлической рамой вместо деревянно-металлической в ранее выпущенных конструкциях. В 1931 г. Ленинградским заводом им. Егорова была создана новая конструкция тележки (рис 1, в), отличающаяся отсутствием балансиров. В ней сварная металлическая рама 1 опиралась на буксы 4, расположенные в направляющих 2, с помощью пружин 3. Преимуществами безбалансирной тележки по сравнению с прежними типами явились малая масса, простота конструкции и доступность для осмотра и ремонта люлечного подвешивания и тормозной рычажной передачи. Однако в эксплуатации наблюдались повышенные износы буксовых пазов и буксовых направляющих (в 3-4 раза больше, чем в тележках системы Фетте), сравнительно частые изломы надбуксовых пружин и др., частые ремонты и смены этих частей. Поэтому в 1937 г. постройка безбалансирных тележек была прекращена. В том же году, учитывая недостатки тележек системы Фетте и завода им. Егорова, конструкторским отделом Главного управления вагонного хозяйства (ЦВТК) была разработана балансирная тележка (рис 1, г), которая затем была усилена Калининским вагоностроительным заводом с возможностью замены подшипников трения скольжения на буксы с роликовыми подшипниками без переделки челюстей.

Рис 1. Тележки пассажирских вагонов с двойным рессорным подвешиванием:
а — типа Пульман:
1 — рама; 2 — буксовая лапа; 3 — букса; 4 — четырехрядная пружина; 5 — длинный балансир; 6 — пятирядная эллиптическая рессора; 7 — междубуксовая струнка; 8 — буксовая струнка; 9 — тормозная колодка;
б —типа Фсттс:
1 — короткий балансир; 2 — цилиндрическая пружина; 3 — рама; 4 — букса; 5 — буксовая лапа; 6 — пятирядная эллиптическая рессора;
в — безбалансирная завода им. И.Е. Егорова:
1 — рама; 2 — буксовая направляющая; 3 — пружина; 4 — букса; 5 — пятирядная эллиптическая рессора;
г — типаЦВТК:
1 — балансир; 2 — цилиндрическая пружина; 3 — букса; 4 — рама; 5 — люлька; 6 — пятирядная эллиптическая рессора;
д — бесчелюстная:
1 — букса-балансир; 2 — пружина; 3 — рама; 4 — пятирядная эллиптическая рессора; 5 — шкворень замкового типа;
е — типа КВЗ-5:
1 — рама; 2 — пружина; 3 — букса-балансир; 4 — люлька; 5 — трехрядная пружина; 6 — гидравлический гаситель колебаний

    В связи с освоением производства более совершенных бесчелюстных конструкций в 1950 г. постройка тележек челюстного типа была прекращена. Бесчелюстные тележки проектировали на базе тележек ЦВТК. Особенность бесчелюстной тележки (рис 1, д) заключается в объединении корпуса буксы с балансиром в одну деталь буксу-балансир 1 и отсутствии челюстей. Горизонтальные перемещения колёсных пар при этом ограничиваются силами поперечной упругости пружин 2, внутри которых размещены шпинтоны, укреплённые к боковым балкам рамы 3 тележки. На нижние концы шпинтонов, пропущенных через отверстия в поддонах букс-балансиров, навинчены гайки. Данная конструкция явилась базовой для разработки тележки типа КВЗ-5 (Калкнихского вагоностроительного завода, 5-й вариант) (рис 1, е), буксовое подвешивание 2 которой оборудовано фрикционными гасителями колебаний, а центральное 5 — гидравлическими 6гасителями колебаний. Оснащение вагонов тележками типа КВЗ-5 позволило повысить скорость движения поездов до 140 км/ч.

    

    

Copyright © 2006 Вагончик. При использовании материалов сайта, ссылка на Вагончик обязательна
Rambler's Top100
X