Главная    ::    Вагоны    ::    Автосцепка    ::    Тормоза    ::    Тележка    ::    Колесные пары    ::    История    ::    Гостевуха
ИСТОРИЯ
:: История МПС
:: Первая железная дорога
:: Министры путей собщения
:: История форменной одежды
:: А дорога начинается так
:: Вокзал ст.Самара
:: Развитие тормозной техники
Наши друзья
Вагонник
История нашей дороги

     Вслед за изыскателями, проектировщиками приходили в необжитые места, на трассу будущей железной дороги ее главные строители - в основном крестьяне, привлеченные возможностью заработать. Нелегким был этот заработок. Тяжелый труд от зари до зари. Примитивной была технология строительства. Основной "техникой" долго оставались кирка, лом, лопата, тачка, руки и спины рабочих.

    Но создаваемые для строительства железных дорог акционерные общества выжимали из этой "технической базы" все возможное. Получившее концессию на строительство однопутной линии "со всеми инженерными сооружениями, подвижным составом, обустройствами связи и водоснабжением" от Ряжска до Моршанска, акционерное общество сосредоточило здесь 1500 рабочих и 700 конных подвод с возчиками. Работы велись одновременно на двух участках. Они начались в августе 1866 года, а уже в октябре следующего, 1867 года, по ветке прошел первый поезд.

    10 мая 1868 года правление акционерного общества обратилось к правительству за разрешением продолжить строительство линии до Пензы и Сызрани.


    Работы начались в 1872 году под руководством инженера Н.Л. Маркова

    Строилась и ветка, имеющая большое экономическое значение - от Сызрани до Пристани на Волге. Она связывала железнодорожным сообщением волжские берега с центром страны.

    Еще раньше, в мае 1870 года, начались проектные и изыскательские работы на участке Самара - Оренбург.

    В 1871 году правительство утвердило сеть железных дорог, куда вошла и линия от Самары до Оренбурга.

    Было время, когда на разных дорогах был свой собственный устав, свои тарифы и правила. Вагоны обращались только в пределах "своей" дороги. Если груз должен был следовать дальше, его перегружали. Только в 1886 году было подписано соглашение о бесперегрузочном движении вагонов. Одновременно шла и другая работа. Принадлежавшие частным акционерным обществам участки выкупались казной. В 1889 году правительство выкупило Моршанско-Сызранский и Ряжско-Вяземский участки. После этого было признано необходимым объединить их в одну Сызрано-Вяземскую железную дорогу. В 1893 году к казне отошла и Оренбургская дорога.

    Строились новые участки, менялись объемы и направления грузопотоков, а с ними - границы и названия железных дорог. Достаточно сказать, что на начало XX века участки нынешней Куйбышевской принадлежали четырем дорогам.


Инженеры-путейцы. Элита технической интеллигенции России XIX века.

    От Ряжска до Октябрьска - Сызрано - Вяземской; от Кустаревки до Ульяновска (Симбирска) и Октябрьска- Московско-Казанской; от Октябрьска до Кропачева - Самаро - Златоустовской (так она стала называться, когда в сентябре 1890 года к Самаро - Уфимской железной дороге был присоединен вновь построенный участок Уфа-Златоуст длиной 300 верст); от Симбирска до Чишмов - Волго - Бугульминской.

Симбирск. 1898 год. Торжественное открытие и освещение новой линии.

    Не скупилось на реорганизации, переделы, переименования и послереволюционное, советское время. В 1919 году к Самаро - Златоустовской железной дороге была присоединена Западно-Уральская с участками Кропачево - Челябинск и Полетаево-Кустанай, а в 1921 году - Волго - Бугульминская (от Чишмов до ст. Часовня Верхняя). В 1929 году к Самаро - Златоустовской присоединили участок Инза - Ульяновск Московско - Казанской дороги.

    26 мая 1936 года Самаро-Златоустовская была переименована в дорогу имени Куйбышева. Границы ее обозначили так: с юга - Кинель; с запада -Кузнецк и Инза; с востока - Кропачево.

    В 1942 году была ликвидирована созданная в 1939 году Пензенская дорога, а ее участки распределены между дорогами имени Куйбышева и Юго-Восточной. В августе 1944 года в состав нашей магистрали включена была линия Киндяковка-Сызрань-Сенная. Десять лет, до 1959 года, как самостоятельная существовала Уфимская железная дорога.

    14 мая 1953 года дорога имени В.В. Куйбышева была переименована в Куйбышевскую железную дорогу.

    С этим именем и встречает она свое 125-летие. Название не менялось с 1953 года. Чего не скажешь о структуре, участках, границах...

    

    

Copyright © 2006 Вагончик. При использовании материалов сайта, ссылка на Вагончик обязательна
Rambler's Top100
X